Состоялся круглый стол «Анализ и оценка эффективности региональных моделей подготовки педагогических кадров»

На круглом столе была представлена модель подготовки педагогических кадров Академии психологии и педагогики ЮФУ (г. Ростов-на-Дону) и модель подготовки педагогических кадров ВГСПУ (г. Волгоград).

Круглый стол проводится 15 октября 2021 в сотрудничестве с МПГУ (г. Москва) в рамках научно-исследовательской работы по заказу Минпросвещения России «Сравнительный анализ моделей региональных систем подготовки педагогических кадров на примере 8 федеральных округов РФ и особенности взаимодействия федеральных и региональных участников образовательного процесса».

На круглом столе выступили:

— Любовь Федоровна Шаламова, аналитик Федерального координационного центра подготовки и сопровождения вожатских кадров, доцент МПГУ (г. Москва);
— Тихоненков Николай Иванович, руководитель подготовки и сопровождения вожатских кадров, доцент кафедры педагогики ВГСПУ (г. Волгоград);
— Бермус Александр Григорьевич, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ЮФУ (г. Ростов-на-Дону).

По итогам круглого стола резолюцию были внесены ряд предложений:

  1. Ориентация региональной модели подготовки педагогических кадров должна базироваться на экономических и социокультурных особенностях региона. Цель подготовки педагогических кадров заключается в создании условий для непрерывного многоуровневого педагогического образования на основе гармоничного сочетания инноваций, социокультурных ценностей и научно-образовательных традиций региона, формирования российской идентичности и профессионализма педагогических кадров, всемерного раскрытия их духовного, интеллектуального и творческого потенциала.
  2. Определить в качестве приоритетов развития региональных систем педагогического образования системную интеграцию процессов развития общего и профессионального педагогического образования; формирование единой федеральной сети исследовательских, опытно-экспериментальных и инновационных практик в системе педагогического образования; цифровизацию, межрегиональную и международную интеграцию в сфере педагогического образования.
  3. Обеспечить на федеральном уровне разработку обобщенной модели исследования социально-образовательной ситуации в регионе и технологии программирования и экспертного сопровождения развития региональных систем образования с учетом специфических региональных условий (в том числе, этнокультурных и социально-демографических особенностей, духовного и интеллектуального потенциала региона и др.)
  4. Рекомендовать региональным органам управления образования разработать программы развития региональных систем педагогического образования с учетом динамики кадровых и ресурсных потребностей образовательных организаций всех уровней и профилей; формирования новых профессий и видов деятельности в сфере образования, целей и приоритетов межрегионального и международного сотрудничества в сфере образования.
  5. Стимулировать формирование коллективов и сетевых сообществ по разработке образовательных программ подготовки по перспективным направлениям подготовки педагогических кадров (исследователи образования и аналитики данных; педагогические дизайнеры, советники по воспитанию); а также проведению углубленных (в том числе, междисциплинарных и сравнительных) исследований сферы образования по актуальным направлениям и проблемам.
  6. Разработать предложения по совершенствованию подготовки и аттестации научно-педагогических кадров, с учетом проблем и тенденций в сфере образования на всех уровнях (глобальном, федеральном и региональном).
  7. Ключевыми компонентами региональной модели подготовки педагогических кадров следует признать культурно-историческое наследие региона, ценность многонациональности региона, экологическое образование, профессионально-педагогическое образование, предметная подготовка по направлениям, разнообразие учебных и производственных практик, научно-исследовательскую работу на всех уровнях подготовки.